Профессия продавца знакома всем и является одной из старейших. Раньше их называли купцами, торговцами. А вот профессия продавец-консультант относительно молодая. Она появилась в начале 20 века. Люди стали требовательнее к услугам и сервису. Сегодня в изобилии товаров, покупателя нужно не только обслужить, но и завлечь и дать грамотные рекомендации.
Что же входит в обязанности продавца-консультанта?
Во-первых, как понятно из названия - это консультация клиентов и продажа. Во-вторых, приём и красивая выкладка товаров, ведение отчётности и порядок в магазине. На эту должность обычно берут людей без специального образования, хотя знания в области документооборота, владения классовыми аппаратами приветствуется. Работодатели обучают сотрудников на месте, но всегда плюс если есть опыт работы в данной сфере. Заработная плата обычно состоит из оклада и процента с продаж. От умения продавцом-консультантом заинтересовать покупателя - зависит доход магазина.
Качества сотрудника
Продавец-консультант должен быть доброжелательным, общительным, иметь грамотную речь, быть вежливым и стрессустойчивым. Иногда работодатели могут предъявлять и собственные требования к сотрудникам в зависимости от специфики магазина. Например, в торговой точке по продаже автозапчастей необходимо хорошо разбираться в машинах.
Важно помнить, что продавцы-консультанты – это материально-ответственные сотрудники. Они отвечают за сохранность товара, деньги в кассе и имущество магазина. Поэтому работодатель в праве заключить с ними договор о материальной ответственности.
Вещи, которые нужно знать каждому начинающему продавцу-консультанту:
- Время обычных продаж прошло. Сегодня от продавца требуется другой подход к работе. Как бы пафосно это не звучало, но в наше время продажи – это наука. Сотрудник должен знать все о товаре, быть экспертом в этой области. Качественный сервис поможет оторваться от конкурентов. Продавец-консультант – это помощник и друг для клиентов.
- Успешным в профессии может стать каждый! Продавать может любой. Но лучшим в профессии может стать только тот, кто любит своё дело и продукт, который предлагает его магазин. Рынок сегодня перенасыщен, конкуренция большая. Поэтому стать лучшим и приносить реальную прибыль себе и работодателю сможет только тот, кто любит своё дело.
- Искать свой стиль продаж. Может быть это будет грамотная консультация, готовность всегда прийти на помощь или супер качественное обслуживание, ради которого клиенты вернуться вновь.
- Старайтесь не продать любым способом, а отвечать запросам покупателя.
- Будьте уверенными. Даже если не можете ответить на вопрос покупателя, не теряйтесь. Уточните у старших коллег или честно признайтесь в этом. Человек не может знать все! Главное, заверьте покупателя, что обязательно разберётся в этом вопросе.
- Не обманывайте! Продав один раз некачественный товар или наврав про его свойства, вы только потеряете клиента. Человек никогда не вернётся туда, где его обманули. Плюс, приобретёте плохую репутацию. А «сарафанное» радио работает лучше всех.
- Учитесь общаться. Не стоит бояться разговаривать с клиентом. Узнавайте о его потребностях, чтобы помочь удовлетворить их.
- Умейте слушать и слышать. Не перебивайте покупателей.
- Не стоит думать только о выгоде. Это большая ошибка продавцов. Гонясь за прибылью в метаниях от клиента к клиенту, они перестают быть экспертами. Как следствие, большой доход становится разовым, а нерегулярным.