Постоянно усиливающаяся конкуренция в сфере продуктов питания вынуждает производителей усиливать свои позиции в конкурентной борьбе. Особенно это выражено среди крупнейших производителей пива, которые работают сразу по трем направлениям: занимаются усилением своих брендов и подбрендов рна международной арене, постоянно расширяют рынки сбыта, занимаются оптимизацией процесса выпуска продукта.
В частности, к числу этих гигантов производства входят хорошо известные в нашей стране бренды Heineken и Carlsberg. Они, вместе с еще тремя лидирующими пивными корпорациями, контролируют половину всего мирового рынка пенного напитка. И в последние годы руководство этих компаний в основном направляет все усилия даже не на улучшение качества и разработку новых сортов пива, а на укрепление позиций бренда. Сильный бренд = много лояльных потребителей, увеличивающих прибыль компании.
Вот только подобный подход, пусть он и приносит многомиллиардные прибыли компаниям-производителям, слабо сочетается с интересами конечных потребителей пива. В частности, о традиционных ценностях и традициях пивоварения уже никто и не вспоминает, а приверженность собственному продукту – всего лишь корпоративный лозунг, далекий от реальности.
Именно по этой причине в последние годы постоянно набирает популярность и приобретает все новых поклонников крафтовое пиво. По сути, так называется «хенд-мейд» в области пивоварения, и первопроходцами в этом нелегком деле стали американцы. В настоящее время именно США – бесспорный лидер крафтового пивоварения, там сосредоточено более 68% всего производства. Примечательно, что интерес к этому рынку стали проявлять и одиночки, и крупные корпоративные игроки. Заметим, что в Старом Свете самыми «крафтовыми» стали бельгийцы и немцы, но в этих странах, в отличие от США, основные игроки – семейные пивоварни, многие из которых работают в течение вот уже сотен лет.
Неудивительно, что именно в «крафтовой» Америке были разработаны стандарты и принципы, соответствуя которым, пивоваренное производство может признаваться крафтовым:
- Допускаются лишь небольшие объемы производства (не более 6 млн баррелей в год). Таким образом, в метрической системе мер и весов это – не более 703,8 млн литров пенного напитка ежегодно
- Только независимые предприятия, не входящие в зону интересов крупных пивных концернов, могут признаваться крафтовыми. Отметим, что даже этот показатель имеет собственное цифровое выражение. В случае с Америкой это означает, что доля государственной поддержки пивоварни – не более 25% от ее общих издержек.
- Следование традициям пивоварения. Проще говоря, в процессе производства должны использоваться лишь традиционные рецептуры и продукты. Солода в крафтовом пиве должно быть не менее 50%, все прочие добавки должны использоваться лишь для обогащения вкуса.
Именно пивоварни, соответствующие всем этим требованиям, создают действительно уникальную продукцию, не имеющую аналогов в мире. Они способны привносить важные инновации в производство, не утрачивая при этом традиционных ценностей пивоварения.